DOI 10.57112/22022-24

УДК 621.311


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В РОССИИ


Сташко Василий Иванович

Коротких Иван Николаевич



Аннотация:

В статье рассматриваются действующие Федеральные законы и постановления Правительства в области развития интеллектуального учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации. Также исследуются вопросы создания и внедрения интеллектуальных систем учета электрической энергии с использованием умных счетчиков, что способствует повышению прозрачности учета электрической энергии и надежности электроснабжения в целом по России. В статье рассмотрены возможности интеллектуальных систем учета электроэнергии, их особенности и основные характеристики. Проведен анализ ключевых проблем, с которыми столкнулись сетевые и сбытовые организации при создании и эксплуатации интеллектуальных систем учета, а также при использовании умных счетчиков, присоединенных к таким системам. Сделаны итоговые выводы о готовности страны к внедрению интеллектуальных систем учета.


Ключевые слова: интеллектуальная система учета, прибор учета, потребитель, электроэнергия, умный счетчик



Развитие интеллектуальных систем учета электрической энергии является одной из приоритетных задач развития энергосистемы государства. Начальной стадией создания интеллектуальных систем учета в России является введенный Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2018 года № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», который вносит изменения в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [1]. С введением в действие Федерального закона № 522-ФЗ с потребителей снимается обязанность с 1 июля 2020 года устанавливать и поверять приборы учета электрической энергии, данные обязанности ложатся на гарантирующих поставщиков (в многоквартирных домах) и сетевые компании (частный сектор и юридические лица). Согласно рассматриваемого Федерального закона, по всем приборам учета электрической энергии, допускаемым в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетике и потребителям электрической энергии (мощности) минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).


Под интеллектуальной системой учета электрической энергии (мощности) понимается совокупность функционально объединенных компонентов и устрой­ств, предназначенных для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющие на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.


Предоставление удаленного доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета осуществляется в объеме функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) вместе с Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» [2].


К таким функциям относится: передача показаний и результатов измерений прибора учета электрической энергии; предоставление информации о количестве и иных параметрах электрической энергии; полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии (а также возобновление); установление и изменение зон суток (часов, дней, месяцев); передача данных о параметрах настройки и событиях; передача справочной информации; передача архива данных; оповещение о возможных недостоверных данных в случае срабатывания электронных пломб, воздействия магнитным полем, неработоспособности прибора учета и его отключения; формирование и экспорт отчета в виде электронного документа (в отношении точек поставки розничных рынков, совпадающих с точками поставки оптового рынка); формирование и экспорт профиля мощности в получасовой разбивке (в случае оптового рынка). Предоставление доступа к функциям интеллектуальных систем учета обеспечивается в объеме, необходимом для реализации прав и обязанностей пользователей интеллектуальной системы учета, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе путем разграничения прав доступа пользователей интеллектуальной системы учета к функциям интеллектуальных систем учета.


Под прибором учета электрической энергии, присоединенным к интеллектуальной системе учета, понимается прибор, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и предоставления коммунальных услуг по электроснабжению и присоединенный к интеллектуальной системе учета в соответствии перечнем функций приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета, и требования к ним, введенным Постановлением № 890. Гарантирующие поставщики и сетевые организации с 1 января 2022 года обязаны устанавливать такие приборы учета электрической энергии в следующих случаях: при выходе из строя прибора учета; истечение срока эксплуатации; истечение межповерочного интервала; отсутствие потребителя прибора учета.


Создание интеллектуальной системы учета с использованием интеллектуальных приборов учета предполагает некоторую выгоду для гарантирующих поставщиков и сетевых организаций. Прежде всего, интеллектуальная система учета выступает в роли инструмента для снижения потерь электроэнергии и воздействия на неплательщиков. Также к плюсам использования интеллектуальных систем учета электроэнергии для гарантирующих поставщиков и сетевых организаций можно отнести дистанционный доступ к интеллектуальным счетчикам, корректность расчетов за электроэнергию, возможность анализа и прогнозирования потребления электрической энергии, тревоги о вмешательстве в работу приборов учета.

Для потребителей электроэнергии использование интеллектуальных систем учета также имеет свои плюсы. Во-первых, это прозрачность, доступность и точность информации о потреблении электроэнергии, потребитель сможет в любой момент, используя интернет, зайти в свой личный кабинет и просмотреть всю интересующую информацию о своем потреблении. Во-вторых, абонент посредством личного кабинета, сможет вести наблюдение и контроль за качеством электроэнергии.


Среди описанных плюсов, также можно выделить некоторые проблемы при эксплуатации таких систем учета. Основной проблемой является защита информации, размещаемой в интеллектуальной системе учета. Защита информации должна обеспечиваться в соответствии Федеральными законами и актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, путем принятия организационных и технических мер. Для энергетических организаций обеспечение защиты информации накладывает дополнительные траты на технические средства и дополнительное расширение штата сотрудников по информационной безопасности [3].


Также еще одной проблемой энергетических компаний является стоимость внедрения интеллектуальной системы учета в целом. Для создания систем потребуется, во-первых, расширение серверных мощностей, чтобы обеспечивать длительное хранение всей поступающей информации со всех приборов учета, а также информацию личных кабинетов потребителей. Во-вторых, энергетическим организациям потребуется специализированное программное обеспечение верхнего уровня, для сбора, обработки, хранения и передачи информации. В-третьих, стоимость интеллектуальных приборов учета, присоединяемых к интеллектуальным системам, в разы превышает стоимость обычных счетчиков, что влечет за собой дополнительные крупные инвестиции со стороны владельцев интеллектуальных систем.


Можно выделить еще одну проблему, с которой сталкиваются гарантирующие поставщики и сетевые организации при создании интеллектуальных систем. Такой проблемой является повышенный спрос на приборы учета, вследствие чего, производители не успевают выполнить требуемые объемы поставки в договоренный срок.


Вместе с тем, анализируя перспективы большой развития систем коммерческого учета, нельзя не отметить появление и новых способы оплаты за электроэнергию. Так, например,  уже в ближайшем будущем начнётся развитие и внедрение так называемой карточной (картридер) предоплатой системы. Именно эти системы оплаты займут в будущем доминирующее положение на розничном рынке продажи электроэнергии [4].

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что несмотря на некоторые недостатки, внедрение и развитие интеллектуальных систем учета электрической энергии в России с использованием интеллектуальных приборов учета выгодна и необходима как для потребителей электроэнергии, так и для энергетических компаний.



Список используемой литературы:


1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2018 года №522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием системы учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации». –

URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812280018 (дата обращения: 08.09.2022).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 №890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» (вместе с «Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)»). – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006230034 (дата обращения: 08.09.2022).

3. Дорохов, А. С. Развитие интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в России / А. С. Дорохов, В. И. Сташко // Интеллектуальная энергетика : Сборник научных статей кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» АлтГТУ им. И. И. Ползунова / Сост. С. О. Хомутов, В. И. Сташко. – Барнаул : ООО «МЦ ЭОР», 2021. – С. 108-111. – EDN RIUNQF.

4. Дорохов, А. С. Предоплатные системы контроля и учета потребления электрической энергии / А. С. Дорохов, В. И. Сташко // Интеллектуальная энергетика : Сборник научных статей кафедры кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» АлтГТУ им. И. И. Ползунова / Сост. С. О. Хомутов, В. И. Сташко. – Барнаул : ООО «МЦ ЭОР», 2021. – С. 112-119. – EDN HKWNKH.


Информация об авторах


Сташко В. И. – к.т.н., доцент, Коротких И. Н. – студент группы 8Э-11, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова», РФ, Алтайский край, г. Барнаул.




              



  






-