DOI 10.57112/22022-44 УДК 621.311.61 ВОЗМОЖНОСТЬ РЕЗЕРВНОГО ПИТАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ПОДСТАНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЛИТИЙ-ИОННЫХ БАТАРЕЙ Мешков Алексей Викторович Павличенко Илья Александрович Хомутов Станислав Олегович Аннотация: В настоящее время на многих подстанциях, в качестве источников постоянного тока применяются свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Литий-ионные АКБ имеют ряд несомненных преимуществ: относительно долгий срок службы (20 лет и более) и высокая надежность. Однако они также обладают существенными недостатками. Использование данных устройств для резервного питания механизмов и оборудования, которое не терпит отключений, для покрытия собственных нужд электрической станции - определяется условиями необходимости установки данных источников резервного питания. Обычно, в качестве резервного источника питания на электростанциях выступают свинцово-кислотные АКБ. Ниже будут приведены примеры технических и эксплуатационных характеристик литий-ионных и свинцово-кислотных АКБ. Данная статья показывает, что более длительный срок службы, плотность энергии, отсутствие необходимости постоянного мониторинга за параметрами устройства, способность литий-ионной батареи сохранять свои первоначальные свойства и емкость при высоких токах разряда предоставляют возможность внедрения литий-ионных батарей в качестве резервных и независимых источников энергии для питания особо важного оборудования. Ключевые слова: литий-ионная батарея, резервный источник питания, свинцово-кислотный АКБ, ёмкость, система обеспечения резервного питания. Аккумуляторные батареи на подстанциях используются для резервного питания цепей управления, коммутационных аппаратов, релейной зашиты (рисунок 1). Основным требованием к источнику оперативного тока является его готовность приступить к действию в любых условиях и во время коротких замыканий, когда напряжения на шинах подстанции стремится к нулю [1]. Свинцово-кислотный АКБ состоит из электродов и разделительных пористых пластин, изготовленных из материала, невзаимодействующего с кислотой, препятствующих замыканию электродов (сепараторов), которые погружены в электролит. Электродами являются свинцовые пластины, которые покрыты активными массами, взаимодействующие с электролитом в процессе заряда и разряда. Недостатки свинцово-кислотных АКБ: - необходимость периодически контролировать параметры аккумуляторных батарей; - снижение плотности электролита обычно приводит к сульфатации или нарушению структуры свинца, а повышение плотности вызывает скорую коррозию электродов, следовательно, сильное снижение рабочих характеристик; - сравнительно небольшой срок службы; - загрязнение окружающей среды кислотами и свинцом; - необходимость постоянного контроля за утилизацией [2]. Рисунок 1 – Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея на подстанции В работе литий-ионные аккумуляторы намного безопаснее, чем свинцово-кислотные АКБ, это условия позволяет размещать данные устройства в открытых шкафах и вблизи защищаемых объектов (рисунок 2). Характеристики системы обеспечения резервного питания подстанции на литий-ионных АКБ приведены в таблице 1. Рисунок 2 – Литий-ионная аккумуляторная батарея на подстанции Таблица 1 – Средние характеристики системы обеспечения резервного питания на литий-ионных АКБ
Литий ионные аккумуляторы имеют сравнительно широкий диапазон рабочих температур: от минус 40 до плюс 60 °C. Рабочая температура на контактах аккумулятора от 0 до плюс 30 °C при заряде и от минус 20 до плюс 30 °C при разряде. Нормальная температура работы аккумулятора – плюс 20 ± 5 °С. Выход из этого диапазона может спровоцировать более быстрый выход аккумулятора из строя [3]. Рисунок 3 – Доля отданной ёмкости при заданной температуре К преимуществам литий-ионных аккумуляторов можно отнести следующее: - возможность выдавать более высокое напряжение (по сравнению с устройствами) ; - более высокая плотность токов и энергии; - большой запас циклов работы; - маленький саморазряд - 3-5,5 % за месяц, 8-19 % за год; - не нуждается в регулярном обслуживании; - широкий температурный диапазон. Каким бы современным решением не являлось внедрение литий-ионных батарей в качестве резервного источника питания, оно имеет и свои недостатки: - необходимость создания сложной электронной системы для контроля за работой и состоянием отдельных секций батарей; - сравнительно высокая стоимость [4]. Заключение: Внедрение литий-ионных АКБ является современным и целесообразным решением. Использование данных устройств поможет решить проблему быстрого износа и выхода из строя оборудования подстанций. Список используемой литературы 1. На подстанциях Россетей впервые применили подсистемы резервного питания на литий-ионных накопителях, 2021. – URL: https://sdelanounas.ru (Дата обращения: 20.09.2022). – Текст электронный. 2. Свинцово-кислотные аккумуляторы: как работают, плюсы и минусы, 2019. – URL: https://tze1.ru/ (Дата обращения: 21.09.2022). – Текст электронный 3. Применение литий-железо-фосфатных аккумуляторных батарей в составе систем оперативного постоянного тока, 2018. – URL: http://estorsys.ru (Дата обращения: 22.09.2022). – Текст электронный. 4. Перспективы применения литий-ионных аккумуляторов, 2017. URL: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 22.09.2022). – Текст электронный. Информация об авторах Хомутов С. О. – д.т.н., профессор, Павличенко И. А. – аспирант кафедры ЭПП, Мешков А. В. – студент группы Э-91, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова», РФ, Алтайский край, г. Барнаул. - |