Ландшафтно-краеведческий комплекс «Зелёный пояс Алтая - 700» ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ.
Создание Первой в России  «велосипедной тропы» для краеведческих велоэкспедиций, протяжённостью 700 км.
Уместно заметить, что для государств Евросоюза велосипедные маршруты – давняя традиция. В США уже многие десятки лет действует и приковывает к себе внимание миллионов граждан, поклонников здорового образа жизни и активного отдыха, знаменитая «Аппалачская тропа», часть из общей протяжённости в 3500км., также можно преодолевать на велосипеде…  
В данном случае проект создания ландшафтно-краеведческого комплекса «Зелёный пояс Алтая - 700»,  является перенесением уже существующего в мировой практике опыта, наполнив его неповторимым колоритом уникальных ландшафтов Алтайского края и культурно-историческим контентом, обеспечивающим духовную взаимосвязь живущих здесь людей с их предками, результаты деятельности которых, являются сегодня основанием для гордости и примером для подражания.

Функциональность маршрута обеспечена его кольцевым характером и, соответственно, совмещённостью его начала и завершения, расположенного в непосредственной близости (10-15км.) от аэропорта города Барнаула.

Прецедентом для создания ландшафтно-краеведческого комплекса, является многодневная краеведческая экспедиция, осуществлённая в рамках деятельности АКОО «Клуб краеведения» в 2000году.  Легендой для составления маршрута экспедиции, послужила идея проехать на велосипедах по просёлочным дорогам, идущим вдоль знаменитых реликтовых боров Алтая – Барнаульскому и Касмалинскому, в названии которых повторяются имена лесных речушек, протекающих сквозь чащу  этих лесов: р. Барнаулка и р. Касмала. Особую неповторимость маршруту придаёт ожерелье из многочисленных больших и чистых минерализованных озёр с плотным и пологим песчаным дном, в которых полно рыбы...  
Общая протяжённость маршрута составила 700км.

Коллектив первой экспедиции был представлен группой из 17человек - студентов и школьников города Барнаула. Подавляющее большинство участников этой экспедиции «потребовали» на следующий год собрать их вновь, чтобы пройти маршрут ещё раз … (См. публикацию «Бобры, караси и парное молоко»).

Хорошее и вполне ожидаемое впечатление осталось от общения с населением не больших сёл, расположенных вдоль просёлочных дорог, которое радушно встречало участников экспедиции, охотно делилось продукцией приусадебных участков. Именно вот это радушное гостеприимство местного населения, подвело к идее создания принимающей инфраструктуры – простейших кемпингов с навесами от дождя и настилами для палаток, наличие которых позволит ввести краеведческие экспедиции на велосипедах в практику активного досуга школьников в период летних каникул, что особенно актуально для жителей больших городов России.

Сегодня, благодаря признанию велосипеда как вполне респектабельного, популярного и экологически чистого средства передвижения, социальный аспект проекта «велосипедной тропы» приобретает новое качество: позволяет приступить к решению типичных проблем «сельской глубинки», возникающих, как правило, вследствие угасания экономической активности населения и следующей за этим деградацией социальной сферы …
В данном случае, оборотной стороной создания принимающей инфраструктуры, является побуждение проживающего здесь населения к активности в сфере предпринимательства: даже простейшие кемпинги являются структурой  предоставления целого комплекса услуг: от поставок дров для костра, до реализации сельскохозяйственной продукции.

Наличие удобств размещения на ночлег, закономерно будет способствовать увеличению посещаемости маршрута и, соответственно, расширению принимающей инфраструктуры и повышению качества оказываемых услуг. Следующим этапом развития предпринимательской активности местного населения и, соответственно, развития сельских территорий,  станет необходимость создания объектов показа и, прежде всего, образцового сельского быта и сельских подворий, образцовых форм ведения подсобного хозяйства, органично «вписанных» в природно-ландшафтный антураж уникальной среды обитания. Создания и демонстрации образцов экологически чистого производства продуктов питания и пр.

Соответственно, основную нагрузку по созданию инфраструктуры ландшафтно-краеведческого комплекса, охотно возьмут на себя жители населённых пунктов, расположенных по «нитке» маршрута, от которых потребуется проявление предпринимательской активности, трудолюбия, находчивости и творческого подхода.

Роль СО НКО «Клуб краеведения» состоит в том, чтобы за период реализации 1-го этапа Проекта вовлечь в процесс его воплощения как можно больше заинтересованных в этом участников из числа местных жителей: сформировать мотивации - продемонстрировать потенциальным создателям инфраструктуры «велосипедной тропы» экономическую перспективность Проекта, чтобы ими была выполнена своя часть работы.  При этом учитывается, что массовое посещение ландшафтно-краеведческого комплекса и комфортное пребывание здесь, может быть обеспечено наличием большого количества сёл, по которым проходит «велосипедная тропа». Всего в сферу обслуживания посетителей ландшафтно-краеведческого комплекса, может быть вовлечено население 25-30 отдалённых сёл, общим числом до 3-хсот человек …

    С учётом приведённых выше аргументов существуют основания утверждать что перспективы развития Проекта, практически не ограничены и заключаются в том, что Алтайский край – единственный регион России, который сочетает в себе не только уникальное ландшафтное разнообразие: от реликтовых «ленточных» сосновых боров с ожерельем из минерализованных озёр и зоны бескрайних степей, до Рудного Алтая и высокогорной тундры теперь уже знаменитого плато Укок. Отдельным блоком выдающегося исторического наследия Алтайского края можно выделить уникальное  камнерезное производство Колывани и горнодобывающий комплекс цветной металлургии А. Демидова, на котором И. И. Ползуновым была создана и запущена в работу Первая в Мире Паровая машина.

Отдельно следует сказать о палеонтологическом феномене «Денисовой пещеры», который также может стать легендой для создания велосипедного маршрута и соответствующей принимающей инфраструктуры для тех любителей исторического прошлого, кто захочет приехать к этому объекту не «как все» - на автобусе, а на велосипеде …

Весьма значительный познавательно-краеведческий потенциал просматривается и в протекающих по территории Алтайского края более двух десятков «спокойных» рек, пригодных для краеведческих сплавов большими группами – до 30 человек, по берегам которых аналогичным образом также может быть создана принимающая инфраструктура из кемпингов и Гостевых домов.

В качестве лирического отступления уместно заметить, что одна из таких рек (река Чарыш), в 2004 году была выбрана Президентом России для своего «семейного» сплава с детьми...

Немаловажным аргументом в пользу развития краеведения как одной из форм личностно-ориентированной работы с учащимися, является тот факт, что благодаря предметному наполнению, представленному взаимовложенным содержанием – географического пространства и ценностного культурно-исторического контента, материализующего субъективную (духовную) непрерывность взаимосвязи поколений, краеведение является сегодня, наиболее эффективной формой патриотического воспитания подростков.


Алтайский край, город Барнаул,
АКОО «Клуб краеведения»
01.09.2017 г.

Ссылки на публикации, документы и материалы СМИ:

Алтайский край вполне может претендовать на роль Всероссийского познавательно - краеведческого «полигона». Письмо Губернатору Алтайского края А. Б. Карлину.

По Алтаю на велосипедах. Экспедиция «Клуба путешественников» проехала край по диагонали.

Путешествия против наркотиков.

«Зелёный пояс Алтая». На все сто!

Бобры, караси и парное молоко.

Схема маршрута «Зелёный пояс Алтая - 700».

Программа «Кедр». Возвратим наших детей в детство.

«Ермак» на «Сибирской реке»

Вниз по быстрой реке

А. А. Чернаков. Подготовка и проведение краеведческих экспедиций [Электронный ресурс] : проект дополнительного образования «Лидер» (цели, задачи, структура, методы, содержание, организационные формы воспитательной работы).