DOI 10.57112/23001-07

Дворников Виктор Миронович, https://vk.com/miravit


Аннотация:
В статье рассматриваются особенности Большого Алтая как центра духовно-экологической цивилизации. Подчеркивается значение Алтая для сохранения экологического баланса, поддержание духовной и культурной среды макрорегиона. Отмечается роль исследователей и алтайских деятелей культуры в сохранении и развитии особого статуса Большого Алтая.  Особое внимание уделяется вопросам сохранения физического и духовного здоровья нации, необходимости внедрения изобретений, направленных на качественное изменение структуры воды, более полного использования потенциала туристско-рекреационного региона.

Ключевые слова: Большой Алтай, Михаил Евдокимов, Россия, Рерих, духовно-экологическая цивилизация, культура, государство, политика.

Фигура Михаила Сергеевича Евдокимова появилась на политическом небосклоне Алтайского края не случайно. Есть  реальность, которая лежит на поверхности. Но, зачастую, мы не обращаем внимания на внутренние, культорологические и природные факторы. В период кризисов общество наиболее остро нуждается в появлении новой фигуры - человека с значимым духовно - нравственным потенциалом. Мы видим, что к началу избирательной кампании Михаил Сергеевич обладал рядом достоинств, главное из которых: он лучше понимал чаяния простых людей, их духовный запрос, обостренное чувство справедливости. Возможно это связано с тем, что он рос и воспитывался в иной, эко-духовной среде.

Я хотел бы напомнить предсказания Николая  Рериха, который сто лет назад говорил, что Алтаю уготовано стать местом, где возродится духовный и экономический потенциал России. Об этом он лично говорил и руководителям советского государства, в частности, - наркому просвещения СССР А. Луначарскому.  Как известно, Алтай был мощным этническим котлом, из него вышли народы, которые внесли огромную роль в развитии цивилизаций Центральной Азии, России, юга Европы. На Алтае с времен Н. Рериха, по мнению исследователя М. Ю. Шишина, формируется образ цивилизации, которую называют «духовно-экологической» [1]. Здесь, на мой взгляд, существуют объективные условия для объединения здоровых сил в огромном макрорегионе «Большой Алтай», охватывающий Россию, Китай, Монголию, Казахстана с выходом на Индию. Речь идет и о науке, и об экологии, и, конечно, о культуре. В новых исторических условиях эта тема приобретает особое, геополитическое значение. Огромное значение не только для Сибири, но и всей Евразии также имеют водные богатства, реки и озера, сохранение ледников в условиях климатических изменений.

Подтверждение тому, что особо выделял Н. Рерих мы находим и в трудах наших современных экономистов. Так, по мнению А. Н. Логинова именно на Алтае в середине 80-х гг. с началом перестройки развернулись бурные дискуссии о будущем Большого Алтая, Сибири в целом. Это были темы «разворота сибирских рек», строительства Катунской ГЭС. В центре дискуссии конца 80-х годов шел: «активный поиск традиционных основ нравственности в национальной истории и культуры, обостренное восприятие экологических проблем» [2]. Эти дискуссии времен «Перестройки» свидетельствовали, что общество обеспокоено не только ухудшающими экономическими условиями, но и ростом экологических угроз, ростом бездуховности. В итоге это привело к росту недоверия к традиционным бюрократическим институтам. Нечто подобное мы наблюдали и во время выборов губернатора Алтайского края 2004 года.

Реализовать запрос общества на перемены мог, в данной ситуации, в значительной мере человек из сферы культуры, а Михаил Сергеевич, как раз являлся выходцем из культурной, духовной среды. Его выдвижение не было чем - то случайным, я в этом уверен. Его жизнь как звезда, как комета появилась, осветила и задела сердца многих людей, дала людям надежду на обновление и, к сожалению, сгорела. Но он, в значительной мере, выполнил свою задачу. Теперь, благодаря идеям Н. Рериха, выдающимся нашим землякам В. Шукшина, В. Золотухина, М. Евдокимова и многих других Алтай имеет символический потенциал. Не каждый регион страны обладает таким духовным ресурсом развития. Их вклад в культуру Алтая, формирование бренда «Алтай» очень значим и этот вклад совершенно недооценен. Для развития экономики края важен, конечно, инвестиционный, инновационный ресурс. Мог ли его привлечь Михаил Евдокимов? Считаю, что своим избранием он привлек внимание к Алтаю российских бизнесменов. Сдвинулись с мертвой точки проблемы, которые не решались годами.

Приведу ряд примеров - это и разработка богатейшего Карболихинского месторождения полиметаллических руд, это и строительство крупнейшей птицефабрики в Зональном районе, это и масштабная помощь системе здравоохранения края в виде выделения машин «Скорой помощи». И это были инвестиции не внутренние, а из других регионов.

В 21 веке Россия, а Алтайский край не исключение, столкнулись с глобальной проблемой- загрязнением информационного пространства и среды обитания символами техногенной цивилизации. Они разрушают сознание и психику человека, подвергая его стрессам, провоцируя болезни и преждевременное старение, низкую эффективность жизни. Выход из ситуации заключается в гармонизации взаимоотношений человека и природы. Краю нужны проекты по созданию сбалансированной среды обитания. Такая среда предполагает наличие экологической, культурной и исторической составляющей. Мы сделаем большой шаг вперед, если займемся внедрением изобретений, направленных на качественное изменение структуры воды. Эти задачи определены и рамками национального проекта  «Экология».

Стратегия развития Алтайского края до 2035 года, принятая не так давно депутатами АКЗС, отводит ключевую роль в инновационной трансформации «государственной культурной политике, которая на сегодня отнесена в ранг национальных приоритетов и определена важнейшим фактором роста качества жизни, залога динамичного социально-экономического развития» [3].  Наша задача наполнить ее реальным содержанием, внедрением тех программ, разработок и открытий, которые уже доказали свою эффективность. Короткий приход в политику М. С. Евдокимова, считаю был неким знаком, сигналом о важности историко-культурного наследия Алтая, его экологии природы и души, который необходимо сохранять и развивать. Не случайно он нашел такой отклик в сердцах людей!


Список используемой литературы

  1. С. А. Зюзин, Российская газета: Что Николай Рерих искал и что нашел на Алтае https://rg.ru/2020/12/02/reg-sibfo/chto-nikolaj-rerih-iskal-i-chto-nashel-na-altae.html 
  2. А. Н. Логинов, А. Н. Алчубаев: Горный Алтай: новые горизонты, 2019 год. Издательство ООО «Горно-Алтайская типография», 178 стр.
  3. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 г. https://www.economy.gov.ru/material/file/ff2df63883cef734f344126c2294c79e/ak_2019.pdf 
Информация об авторах

Дворников В. М. - генеральный директор кампании «Миравит», заслуженный изобретатель России, лауреат премии Людвига Нобеля, профессор медицины, доктор наук, академик РАЕН, г. Барнаул.

Ссылка для цитирования

Дворников, В. М. Потенциал Алтая как центра духовно-экологической цивилизации // Михаил Евдокимов как «народный губернатор» Алтайского края: уроки истории : сб. материалов научно-практического круглого стола, посвященного 65-летию М. С. Евдокимова / ред.-сост. Шейда Г. П., Сташко В. И. – Барнаул : ООО «МЦ ЭОР», 2023. – DOI 10.57112/23001-07. – URL: http://mceor.ru/23001-07.